Даже небольшое снижение количества автомобилей на загруженных участках дорог приведёт к значительному повышению уровня их доступности и безопасности. Об этом свидетельствует исследование Датского дорожного агентства, проведённое во время коронавирусного карантина.
Несколько месяцев, когда на улицы Дании выезжало гораздо меньше автомобилей, дали возможность проанализировать, как меняется загруженность дорог при снижении трафика. По словам Шарлотты Витен из Датского дорожного агентства, «один из главных выводов из нашего наблюдения — если из загруженных мест убрать даже небольшое количество автомобилей, на дороге становится свободнее и происходит меньше аварий».
Если говорить точнее, исследование показало, что снижение количества автомобилей на традиционно забитых шоссе всего на 5–10% снижает задержки аж на 50–90%, в зависимости от конкретного места. Например, время проезда магистрали Motorring 3 к западу от Копенгагена снижается в утренний час пик с 19 до 12 минут, если на неё выезжают всего на 5% машин меньше. «Лучше становится как для конкретных участников дорожного движения, так и для всего общества», — утверждает Витен.
Впрочем, польза не только в сокращении временных издержек. Датское дорожное агентство также проанализировало и связь между снижением количества автомобилей и аварийностью. Это первое такого рода исследование в Дании, и его выводы весьма однозначны.
По словам эксперта Датского дорожного агентства по транспортной безопасности Винни Хансена, на исследованных магистралях удалось обнаружить тесную связь между частотой аварий и плотностью движения. «Когда дороги функционируют на пределе пропускной способности, это тут же отражается в статистике аварийности», — утверждает он.
Аварии, которые происходят в пробках, из-за низкой скорости столкновения редко приводят к травмам и смертям. Однако они наносят как прямой, так и косвенный материальный ущерб. Из-за таких аварий пробок становится ещё больше, в них происходит ещё больше аварий и так далее — вдобавок к необходимости ремонтировать автомобили. По подсчётам Датского дорожного агентства, социоэкономические потери от таких аварий превышают 600 миллионов датских крон (около 7,5 миллиардов рублей — прим. пер.) в год.
Выводы датских транспортников весьма однозначны и ещё раз указывают на необходимость снижать автомобилепользование в городах. Для этого должны быть альтернативы в виде общественного транспорта, удобных тротуаров и велосипедных дорожек. Это требует инвестиций в инфраструктуру — без этого создать её не получится. Современные города этим занимаются, и хотелось бы гораздо чаще видеть это и в России. Так и пробок меньше будет, и города удобнее станут.