В июле прошлого года «Американские реки», ведущая национальная природоохранная организация, выпустила отчет «Выведение рек на поверхность: вдохнуть жизнь в городские каналы и общины». Доклад, написанный Эми Трайс, тщательно и убедительно описывает экологические преимущества извлечения сохранившихся водных путей из подземных труб. Доклад кратко и несколько неопределенно связывает раскапывание рек, со знакомой темой городского перерождения: парки и застройка свободных пространств стимулируют местные экономики. В приведенной ниже статье Зак Янгермэн более детально рассматривает контекст стратегий постиндустриального оживления, выделив поучительные тематические исследования в городе Провиденс, штат Род-Айлэнд и городе Йонкерс, штат Нью-Йорк, исследуя потенциал некоторых зарытых рек Нью-Йорка, которые можно восстановить на земле. Для понимания этого потенциала, Янгермэн напоминает нам, что последствия и приоритеты для естественной окружающей среды и городской экономики должны быть одинаково хорошо изучены.
С декабря 2010 когда начался проект по раскапыванию реки Сомиль, было разработано 4200 кв. м. водной поверхности в центре города Йонкер, штат Нью-Йорк. Следующие этапы перепланировки включают пешеходные дворы и дополнительный отрывок реки рядом с фиолетовым билбордом, видимым на расстоянии. Фото Зака Янгермэна.
Ацтеки строили искусственные островки в середине озера, чтобы построить Теночтитлан, современный Мехико. Строительство города — это всегда процесс создания земли под дальнейшее развитие, часто нужно изменять природу, чтобы этого добиться. План Нью-Йорка от 1811 года, так прекрасно представленный на выставке в Музее Нью-Йорка два года назад, продемонстрировал империальную экспансию до острова Манхэттэн.
Это так же неожиданно, как сейчас то, что на протяжении последних 20-30 лет, города уничтожали землю, чтобы дать пространство воде. Сеул лихо снес автостраду, чтобы высвободить скрытый поток Чхонгечхон. В Оклахоме мэрия перерыла городские улицы и переулки чтобы создать абсолютно искусственную систему каналов. Проект дневного освещения реки Сомил в Йонкерсе разогнался в амбициях от начального плана раскопать автостоянку над рекой, до сноса зданий над ней.
Разрушение дорог и частной собственности для воскрешения прежних водоемов может показаться знаком успеха в школе защитников природы под названием «Возвращение в Эдем». В Йонкерсе, экологи рекламируют возвращение в восстановленную реку черноносого ельца, угря, черепах и синелапого краба. Экологические преимущества заключаются не только в увеличении биоразнообразия, но и в лучшей осведомленности жителей о состоянии экологии в городе.
Марит Ларсон, директор Группы Природных Ресурсов по восстановлению водно-болотных угодий при департаменте Парков и мест отдыха города Нью-Йорка, описывает извлечение рек на поверхность как «восстановление структуры потока канала, восстановление местности и экологической функции. Это очень значимые действия». Тем не менее в Йонкерсе и в других местах выведение рек из-под земли лучше понимается с экономической точки зрения, как часть тренда конца 20-го столетия по застройке городов и объединения торговых и жилых помещений с открытым общественным (и частными) пространствами. В городах с резким снижением индустриальной активности такой тип стратегии восстановления часто соединяют переделывание набережной с адаптивным повторным использованием фабрик и складов, которые стоят заброшенными.
Слева: поток Чхонгечхон в Сеуле. Южная Корея, во время празднования дня рождения Будды; фото Эмили Орпин. Справа: Бриктаун, город Оклахома; фото Сержа Мелки.
Тематические исследования многочисленны и разнообразны. В своей книге “Американский город: что работает, а что - нет”, Александр Гарвин указывает на реновацию площади Гирарделли в 1964 году. Хорошо спланированный торговый центр с панорамным видом на гавань Сан-Франциско перерос в большой городской опыт и в катализатор городского восстановления. Всемирная ярмарка 1968 года в Сан-Антонио сохранила две дюжины старых зданий среди нового туристического места, сосредоточенного на небольшом водном канале под названием Ривер Уок.
Набережные стали горячим ходовым товаром в постиндустриальных проектах коммерческого переделывания. Места, где была вода, начали капитализироваться. К 1988 году эта модель добралась до центра США. Индианаполис создал культурный центр в государственном парке Вайт Ривер вокруг центрального канала Индиана, неудачного инфраструктурного проекта 19-го века и возможно не особенно примечательного пейзажа.
Все эти массивные сложные проекты включали в себя воду, которая, условно говоря, там уже была. В городе Провиденс, штат Род-Айлэнд, в 1990-х река существовала, в каком-то смысле, десятилетиями она была похоронена под самым широким в мире мостом с парковкой и дорогами. За историю города приливная река на заливе Наррагансетт, как и многие другие реки по стране, из скромного транспортировочного коридора превратилась в болотное хранилище промышленных отходов и сплошное неудобство для строительства. Она была уменьшена в размерах, перенесена несколько раз чтобы разместить железнодорожные станции, и к 1950-му году оказалась закрыта практически вся.
Идея возвращения реки города Провиденс под открытое небо с устранением ценных мест для парковки в центре города, казалась фантастикой, когда архитектор Уильям Уорнер первым предложил ее в 1980-м. Тем не менее это было именно то, что город и сделал, итоговая стоимость проекта — 60 миллионов долларов. Уорнер спроектировал многоуровневые дорожки и мосты в венецианском стиле, чтобы приблизить пешеходов и велосипедистов к реке. Новый проспект «Уотерплейс Парк» был построен вокруг реки, закрепленный гигантским торговым центром, который очертил границы новой среды, блокируя автостраду I-95 и заброшенные заводы вверх по реке.
Представление в центре города Провиденс, штат Род-Айленд. Слева: фото Лиз Вест| Справа: фото Хизер Катсулис
Когда «Уотерплэйс Парк» был построен в 1994 году, скульптор Барнаби Эванс установил плавающие костры на реке, которые превратили парк в настоящую приманку для зрителей. Во время субботнего представления, которое продолжается с тех самых пор, колонки играют динамичные песни. Одетые в темное актеры на моторных лодках играют шоу огня до полуночи, пока гондольеры предлагают пассажирам прогулки на репликах венецианских гондол. Город с населением меньше 200 000 человек собирает в среднем 40 000 людей на каждое шоу.
В то время как самое важное улучшение качества акватории было возможно обновлением станции очистки сточных вод Пойнт Филдс за 100 миллионов долларов, рассказ о Возрождении Провиденса продолжает вращаться вокруг извлечения реки на свет и шоу огня. Во главе с харизматичным мэром по совместительству бывшим заключенным Бадди Чианчи, Провиденс конца 90-х часто освещался в туристических журналах и на веб-сайтах. Компании перевозили свои головные офисы из пригородов Род-Айланда в центр города. В 1999 году телевизионную драму “Провиденс” начали показывать на телеканале NBC. В 2000 году, перепись зарегистрировала 8%-ный скачок в населении. Город стал символом урбанистического возрождения Америки и нового "креативного класса", который хотел там жить.
Продолжение во второй части.
Спасибо за перевод Дине Рабатовой.