Опасна ли хорошая дорога

October 8, 2013

Часто можно услышать фразы наподобие "Не хочу, чтобы дороги у нас стали хорошими. Будут гонять - будут больше биться".

Разберемся, что же это такое - "хорошая дорога".

Функция дорог заключается в связи различных объектов (домов, городов, регионов). Чем лучше дорога будет выполнять свою функцию, то есть, чем меньше человек будет тратить своих ресурсов (время, утомляемость, расходы на автомобиль), тем лучше будет работать экономика страны. По сути, дороги - это артерии страны, а плохие дороги - это варикоз, который не позволяет нормально функционировать системе.

Один из основных показателей - время в пути. Если расстояние между пунктами не большое, то издержки по времени связанные с низкой скоростью связи сравнительно не велики. И наоборот, если это, например, трасса Москва - Санкт-Петербург, то разница во времени в пути при средней скорости 80 км/ч или 120 км/ч будет целых 3 часа. Разумеется, при увеличении расстояния эта разница будет увеличиваться. В соответствии с этим принципом в Германии планируется сеть дорог, и устанавливаются скоростные режимы.

Если взять для примера знаменитые немецкие автобаны, то мы можем увидеть, что на загородных участках скорость действительно не ограничена (это "длинные" связи), а в пределах города скорость на этих автобанах может ограничиваться вплоть до 80 км/ч (это "короткие" внутригородские связи). И данное ограничение скорости не сильно влияет на время в пути.

Исходя из вышесказанного, "плохие" дороги, то есть дороги с ямами и прочими неудобствами для движения не будут оказывать ощутимого влияния на экономику страны в случае, когда они обеспечивают "короткие" связи (например, в пределах города или отмыкание от магистрали в близлежащий поселок). Однако, при подобных неудобствах на основных федеральных трассах потери времени, а, соответственно, экономики значительны.

Следует различать автомобильные дороги по допустимой скорости и условиям езды. Автомобильные дороги можно подразделить на городские и загородные. В городе необходимо в большей степени учитывать безопасность пешеходов. Поэтому скорость в городах необходимо принудительно снижать. В России скорость снижается либо светофорами, либо устройством так называемых "лежачих полицейских" и "естественными" неровностями покрытия. В Германии используют дополнительные способы влияния на психологию водителя. Например, в России ширина одной полосы движения по нормам составляет 3,75 метра. В городских условиях эта норма также чаще всего соблюдается. Ширина троллейбуса составляет 2,5 метра, Ширина легкового автомобиля - в среднем до двух метров. Соответственно у водителя в России остается 1,5 метра для соблюдения габарита (расстояния между автомобилями на соседних полосах движения). В этом случае водитель чувствует себя свободно и развивает достаточно высокую скорость (вплоть до 100 км/ч и выше при разрешенных 60 км/ч). В Германии же ограничивают ширину полосы величиной 2,75 метра. Это значение психологически давит на водителя и заставляет его ехать аккуратно, не развивая скорость. Еще один психологический момент, который влияет на водителя - это близко расположенные к проезжей части строения, деревья и элементы обустройства дороги. Замкнутое пространство и мелькающие рядом с автомобилем объекты не дают водителю потерять ощущение скорости. Даже когда в таких условиях водитель едет медленно, ему кажется, что он едет быстро. Часто для "успокоения движения" вместо асфальта используется мощение брусчаткой - чем больше скорость, тем громче в салоне автомобиля. Дополнительно в городах Германии очень часто устраивается кольцевое движение на перекрестках, искусственно затормаживая водителя.

То есть "хорошая дорога" в городе - это та дорога, которая в первую очередь обеспечивает безопасность пешеходам за счет ограничения скорости движения транспорта. Откровенно говоря, такие же функции могут с успехом выполнять и колдобины с выбоинами при их грамотном расположении и обозначении дорожными знаками.

(Здесь речь шла о обычных городских дорога со свободным доступом пешеходов и велосипедистов. Скоростные городские магистрали же устраиваются без доступа пешеходов и велосипедистов.)

Загородные дороги в этом плане принципиально отличаются от городских. На основе первого момента (издержек времени в пути) загородные дороги должны обеспечивать максимальную скорость движения. Высокой скорости также способствует отсутствие активного пешеходного движения (на высокоскоростных магистралях в Германии ставят забор для запрещения доступа пешеходов и велосипедистов). Однако все равно встает вопрос безопасности, но уже автомобилистов. Исследования, проводимые в Германии, выявили опасность затяжных прямых участков. Чем больше прямых участков, и чем они длиннее, тем больше аварийность на автобане. Основная причина в кажущейся простоте этого элемента - прямой. Но прямая очень коварна, и бывалые водители поддержат. Если водитель молод и активен, то на прямой он теряет контроль скорости и разгоняет свой автомобиль. Если водитель опытен и научился контролировать скорость или он утомлен, то прямой участок - это верный путь ко сну из-за своей монотонности, однообразия и бездейственности. Опасен не только прямой участок, но и неожиданное появление кривого участка.

Для поддержания бодрости водителя нужно чем-то занять. Занять его удается постоянными кривыми участками дороги. Разумеется, для высоких скоростей кривые устраиваются большого радиуса. У кривых кроме развлечения водителей есть еще одна замечательная функция - контроль скорости. Хотите плавно снизить скорость водителя без установки дорожных знаков со 140км/ч до 80км/ч? Устройте последовательно несколько кривых с небольшими прямыми вставками начиная с большого радиуса (например 2000 метров) и постепенно его уменьшая (например, до 300 метров). В тоже время кривые большого радиуса позволяют заглянуть вперед фуры на трассе для подготовки к обгону.

Да, протяженность "кривой дороги" несколько увеличивает время в пути по сравнению с прямым участком, но также кратно увеличивает безопасность движения.

То есть "хорошая дорога" за городом - это та дорога, которая в первую очередь обеспечивает безопасность водителей своей геометрией и в дополнение к этому обеспечивает максимальные скорости движения транспорта.

В результате общения со своими друзьями стало понятно, что "хорошая дорога" в их понятии - это хороший асфальт, широкая дорога и удобный путь к цели поездки.

Витебский проспект в Санкт-Петербурге. По критериям моих друзей это "хорошая дорога" (хорошее покрытие, просторно ехать). В результате получаем превышение скорости на 30 и более км/ч. По указанным в статье критериям - это плохая дорога.

Ниже попарно приведены фотографии городских дорог Россия-Германия. На них можно наглядно оценить ширину полосы, близость объектов. Простор для водителей лучше всего оценивается по площади свободного пространства над дорогой и по ее сторонам (площадь открытого неба).

Трасса М-10 (Москва - Санкт-Петербург) до Великого Новгорода. По критериям моих друзей это "хорошая дорога" (хорошее покрытие, просторно ехать, да еще и прямая дорога). В результате получаем превышение скорости на 30 и более км/ч и постоянные дорожно-транспортные происшествия со смертельными исходами. По указанным в статье критериям - это плохая дорога.

Ниже изображен план участка трассы (около 100км) Санкт-Петербург - Москва и Берлин - Дрезден. Чем короче прямые участки на трассе, тем комфортнее и безопаснее чувствует себя водитель. На первом рисунке - 2 затяжных прямых участка около 40км каждый. На втором рисунке вряд ли можно отыскать прямые участки длиннее 3км.

Конечно, только по-настоящему хорошими дорогами проблему безопасности и нарушений не решить. Конечно, нужен жесткий контроль и неотвратимость наказания. Но, согласитесь, качество товара (отсутствие оголенных проводов), тоже влияет на безопасность. Хотя бы просто на случайность.

Спасибо за статью Сергею Давыдову, материал с сайта http://transspot.ru

Сбор регулярных пожертвований в Новороссийск
Собрано 0 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему