Макс: Поворот направо на красный свет. Насколько я знаю, такой маневр разрешен в США, но запрещен в Росси. Пожалуйста, прокомментируйте это правило: это хорошо или плохо, опасно или относительно безопасно?
Вучик: Идея заключается в том, что вы можете совершить правый поворот, не дожидаясь разрешающего сигнала, и это позволяет сэкономить немного времени. Однако проблема состоит в том, что водители, как правило, не останавливаются на стоп-линии, а очень часто выезжают на пешеходный переход. И там они концентрируют внимание на машинах, идущих слева через перекресток по улице, на которую поворачивает водитель. Как только появляется возможность повернуть, водители начинают движение, забыв убедиться, что в этот момент пешеход не переходит дорогу перед их автомобилем. Известны случаи, когда машина сбивают пешеходов на повороте именно из-за этого правила. Конечно, в определенных ситуациях, при небольшом потоке автомобилей, правый поворот на красный свет – хорошее решение, но в других случаях это шаг против пешеходов, и весьма серьезный.
Макс: Итак, в общем вы бы не рекомендовали принимать федеральный закон, разрешающий правый поворот на запрещающий сигнал?
Вучик: Нет. Определенно не в России.
Макс: В россии есть очень известный независимый активист, в целом поддерживающий идею «городов для людей». Его зовут Александр Шумский, у него есть проект – probok.net. Он очень активно продвигает идею правого поворота на красный свет и даже разговаривал на эту тему с Путиным. Он очень старается реализовать это. Но вот вы сейчас говорите, что это не слишком хорошая идея.
Вучик: В целом я негативно отношусь к тому, чтобы вводить правый поворот на красный свет. Особенно – в стране, в которой массовое распространение автомобилей началось только 10 лет назад. Лишь иногда, в странах, где автомобиль стал массовым транспортом в 30-х или 50-х годах или около того – лишь иногда водители становятся там более терпимыми, внимательными по отношению к пешеходам и не такими безрассудными, несущимися на полной скорости через весь город. Только в этом случае вы можете задуматься о подобном законе. И опять же – много зависит от конкретного места. Мы ввели подобный закон на федеральном уровне. Но в некоторых городах так много пешеходов, что стало возникать множество проблем. Мы были вынуждены внимательно следить за большим числом перекрестков и контролировать ситуацию на них. Часто приходилось устанавливать знаки «Правый поворот на красный запрещен!» на перекрестка, где новое правило не должно было применяться. В некоторых городах таких мест было настолько много, что города полностью запрещали на своей территории такой поворот. Такие примеры тоже имеются.
Макс: В России сейчас обсуждается: разрешить этот поворот везде и запретить лишь в определенных местах или запретить везде, разрешив только на отдельных перекрестках. То есть оставить как есть.
Вучик: Я считаю, что разрешать правый поворот на красный сигнал можно только после внимательного изучения ситуации и только в отдельных точках. И все же я не рекомендовал бы делать этого в России. Ваши водители все еще недостаточно внимательны по отношению к пешеходам.
Макс: Александр Шумский приводит расчеты, согласно которым разрешение правого поворота на красный увеличит скорость движения транспорта во всем городе на 12%. И количество пробок должно уменьшиться на – он тут приводит какие-то гигантские цифры, я точно не помню – то ли 30%, то ли 20%.
Вучик: Когда вы обдумываете введение некоторой инновации, вы просчитываете все выгоды от ее применения. Но вы также должны учитывать и все риски! Этот джентльмен узнал, сколько людей пострадало или погибло в результате введения такого правила? Такая статистика существует. Это определенно намного важнее, если 20% автомобилистов сэкономят несколько минут на поездках.
Макс: Может ли это принести ощутимый эффект? Я имею в виду, насколько сильно позволит уменьшить заторы введение подобного правила?
Я не думаю, что мы заметим серьезных изменений сразу же, нет.
Макс: Многие люди предпочитают подобные решения: нажал одну кнопку, ввел простое правило – и все! Все сразу стало хорошо.
Вучик: Да, верно.
Большое спасибо за перевод Николаю Ольховскому