Шестое, пятое, шестое, первое. Москва уже несколько лет в рейтинге TomTom занимала лидирующие позиции как город, в котором жители тратят в пробках наибольшее количество времени. Ещё в прошлом году столица России должна была войти в тройку — тогда от этого уберегло то, что составители рейтинга добавили несколько новых городов, которые Москву обогнали. А теперь, когда большинство городов воспользовались пандемией, чтобы значительно снизить количество машин на улицах города, транспортная политика Москвы окончательно показала свою неэффективность — и вот мы на первом месте.
Пиарщики Дептранса побежали нас успокаивать: нет-нет, у нас всё равно снизился уровень загруженности! Трудно с этим поспорить — это факт. Трафика стало меньше на 8%. При этом у прошлогодних лидеров Бангалора, Манилы и Боготы снижение сразу на 28, 25 и 22 процента соответственно, у других крупных городов вроде Лондона и Нью-Йорка — на 18 и 30 процентов. В Лос-Анджелесе количество машин на улицах города сократилось больше, чем на треть — аж на 36%. Так что снижение на 8% в этом рейтинге — далеко не лучший показатель: можно было сделать гораздо лучше.
Конечно, есть разница в принятых городами мерах по противодействию пандемии. И этот рейтинг как раз подтвердил: в Москве сделали недостаточно, чтобы не допустить возврата к серьёзным пробкам. Было два месяца, чтобы оценить, какое количество машин на улицах города лишнее и подготовить инфраструктуру для альтернативы автомобилям, как это сделали в тех же Лондоне или Боготе (и это сработало). Но машинки вжжж, мы вам отсыпем немного разрозненных велодорожек (и закроем их на зиму, завалив снегом в придачу), в общественный транспорт без перчаток не пустим, социальные карты заблокируем — а строить магистрали продолжим.
Параллельно Собянин успел окончательно добить московский троллейбус. На замену ему пришли дизельные автобусы и электробусы с не менее дизельной печкой, но чаще замены просто не находилось. В итоге автобусы стали ездить реже, набиваться в них люди стали плотнее, новых электробусов не хватило. Когда стоило, наоборот, пускать общественный транспорт чаще (опыт других городов показал, что транспорт не становится рассадником вируса), мы пошли ровно обратным путём, да ещё и угробив экологически чистый вид транспорта.
Пока мэрия ведёт свою ошибочную политику, москвич в среднем теряет в пробках в часы пик 200 часов в год — неделю с лишним! Если умножить это на количество людей, которые ежедневно ездят на работу на машине, ситуация выглядит страшной. И продолжение строительства хорд и развязок её только усугубит.
По другому пути идут города, которые находятся в рейтинге гораздо ниже. Не устанем повторять про Париж, чьи изменения кажутся радикальными, но позиция в рейтинге (методология которого не меняется) стабильно падает, с 33-й в 2017-м до 42-й сейчас. И уровень загруженности там тоже упал. Мистика? Нет, правильное направление городской политики.
А что Москва? Дептрансу только и остаётся сохранять хорошую мину при плохой игре, пытаясь найти мнимые плюсы лидерства в таком рейтинге. При нынешнем направлении развития города иного попросту невозможно ожидать.