Судьба резидента

20 февраля 2019 г.

В этом месяце совет депутатов Пресненского района получил сразу три обращения от местных граждан с просьбой придать парковочным местам рядом с их домом статус «только для резидентов». Давайте разбираться, хорошая это идея или не очень.

Похожее изображениеФото: Антон Белицкий, МОСЛЕНТА

Все мы живем в рыночной экономике и более-менее понимаем, как работают скидки, бонусы и прочие спецпредложения. К примеру, я хозяйка бара и объявляю «счастливый час» в расчете, что посетители, выпив два пива по цене одного, останутся в баре, чтобы выпить и третье. Или я торгую обувью и у меня на складе скопилось слишком много зимних ботинок. Весна не за горами, поэтому я назначаю распродажу, чтобы сбыть их до того, как наступит сезон сандалий.

Смысл спецпредложений в том, чтобы создать спрос там, где его нет.

А теперь рассмотрим обратную ситуацию, когда товар в дефиците. Рыночный механизм предполагает, что цена на него будет только расти. Распродавать дефицит по бросовой цене станет только сумасшедший. Но именно это мы и видим в каждом дворе Пресни и не только. Речь о парковке.

Похожее изображение

Рассерженные автовладельцы могут быть грозной силой, это мы хорошо видим на примере французских «желтых жилетов». Есть и менее заметное, но в реальности куда более важное свидетельство их власти — парковка для резидентов. Как сообщает The Economist, даже в велосипедизированном вдоль и поперёк Амстердаме на долю резидентской парковки приходится две трети машиномест. Люди платят за них, но ниже рыночной цены.

Мэрия Москвы ввела и расширяет зону платной парковки, но не осмеливается распространить ее на дворы. Вместо этого жители домов в зоне платной парковки получили право ставить на въезде во дворы шлагбаумы. Формально — чтобы защитить их от «чужаков», не желающих платить за парковку на улице, но на деле — прежде всего, чтобы обеспечить бесплатной парковкой местных жителей. С юридической точки зрения эта затея спорная, поскольку чаще всего земля во дворе не приватизирована. Плюс к шлагбаумам в Москве есть резидентские разрешения, позволяющие парковаться на всей территории района за 3000 рублей в год. Это уже не рыночный механизм, а что-то вроде советских спецбуфетов, распределяющих дефицитный товар среди «своих».

Картинки по запросу шлагбаум дворФото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Но льгота есть льгота, и она делает своё дело. Это явление называется «спровоцированный спрос» — так же, как «счастливый час» в баре заставляет клиента пить больше, возможность парковаться бесплатно становится аргументом в пользу покупки автомобиля. В том же Амстердаме образуются очереди из желающих получить резидентское разрешение — ожидание может оставить несколько месяцев, а то и лет, в зависимости от района.

Машины в московских дворах занимают все свободное место, нередко перекрывая въезды для аварийных служб, заползая на газоны и пешеходные дорожки. Наш совет депутатов регулярно получает не только заявления об установке новых шлагбаумов, но и обращения с просьбой демонтировать уже существующие. Люди путают возможность парковаться во дворе и право на парковку в непосредственной близости от своего подъезда. А когда оказывается, что мест на всех не хватает, начинаются «шлагбаумные войны», когда одни собственники всеми правдами и неправдами пытаются выжить других: незаконно распределяют между собой места на дворовой парковке, запирают их на замок, не дают конкурентам ключи от шлагбаума, пишут записки с угрозами. Иногда доходит до суда — не далее как сегодня в совет депутатов пришла повестка с вызовом на заседание, где разбирается конфликт собственников жилых и нежилых помещений, возникший на почве шлагбаума.

Сможет ли введение парковки «только для резидентов» на улице решить проблему дефицита и помирить людей? Я в этом сильно сомневаюсь.

Но прежде чем ругать, скажу сперва несколько слов о пользе этой меры. Парковки только для резидентов могут использоваться как способ ограничить трафик о каких-то частях города. Например, придав парковкам статус только для резидентов, можно было бы ограничить число машин в окрестностях Патриарших — эта мера работала бы не столько даже на местных автовладельцев, а прежде всего на бесчисленных пешеходов. Но в таком случае депутатам стоило бы сперва точно очертить зону, которую предполагается закрыть, и ввести парковку только для резидентов на всей этой территории одновременно, заблаговременно договорившись с городом о контроле за соблюдением новых правил. А заодно громко и честно объявить на весь город, что и зачем происходит.

В нашем случае ни о чем подобном речи не идет — заявления поданы из разных точек района, один из домов находится за пределами Садового кольца, недалеко от районного МФЦ и общегородского Ваганьковского кладбища. В двух случаях у домов вообще нет дворовой территории как таковой, в третьем двор маленький и не вмещает всех машин.

Что сразу приходит в голову? При отсутствии четких критериев жители других домов, разузнав, что есть возможность вдобавок к парковке во дворе заполучить в свое владение еще и уличную парковку, выстроятся в очередь с аналогичными заявлениями. Депутатам придется либо выдавать разрешения всем желающим без ограничений (экономические последствия этого очень спорные), либо разбирать каждый случай индивидуально, получая в ответ обвинения в предвзятости и коррупции.

Но дело даже не в этом. Есть как минимум три причины, почему парковка только для резидентов — идея местами бессмысленная, а по большей части вредная.


Во-первых, вместе с машинами «чужаков» с парковок будут изгнаны автомобили каршеринга, которыми, в том числе, пользуются жители окрестных домов. Это несправедливо, тем более что каршеринг эффективней и выгодней для города, чем частный автомобиль. Не говоря уже о том, что есть люди, которые с появлением каршеринга продали личную машину — потеряв возможность использовать этот сервис, они снова пойдут покупать автомобиль и успешно встанут на то же самое место.

Во-вторых, есть ли на самом деле эти «чужаки», создающие страшные неудобства местным автовладельцам? Одно дело день, когда на Пресню по делам приезжают люди из других районов. Но вечером конкуренция, с высокой вероятностью, идет среди своих. Место на уличной парковке с равным успехом может занимать кто-то из соседнего дома или даже подъезда — в больших московских домах люди не всегда знают друг друга в лицо. Парковка только для резидентов не дает жителям конкретных домов преференций перед соседями по району — оставлять машины там смогут все, у кого под стеклом есть резидентское разрешение. Поэтому с большой вероятностью развешивание табличек «только для резидентов» мало что изменит в текущем раскладе сил — дефицит никуда не денется, а люди останутся разочарованы.

В-третьих, даже если льготой воспользоваться нельзя, она не перестает быть льготой на психологическом уровне. Показывая людям, что у них есть особое право на часть городской территории по причине наличия у них автомобиля, мы посылаем им опасный сигнал. Чем лучше условия для автомобилистов, будь то расширение улиц под предлогом борьбы с пробками или создание парковочных мест для всех нуждающихся, тем больше их становится. А кто не хочет приобщиться к новым удобствам? Расширенная улица снова встает в пробку, а место на новой парковке опять заканчивается.

Фото: Антон Белицкий, МОСЛЕНТА

Не все мои коллеги по совету депутатов согласны с третьим тезисом, но я рада, что они согласились с первыми двумя. На комиссии по градостроительству и транспортной инфраструктуре было решено не спешить с выдачей разрешений на парковку только для резидентов — сперва надо разобраться в ситуации. В идеале — провести исследование того, как и кем используются парковочные места, которые нам предлагают отдать резидентам. Если удастся это осуществить, обязательно расскажу о результатах.

Автор: Анастасия Ромашкевич, муниципальный депутат Пресненского района



Сбор регулярных пожертвований в Новороссийск
Собрано 0 из 25 000 рублей
Штаб поддержки муниципальных депутатов
Текущий проект

В Москве и Санкт-Петербурге 350 активных депутатов, которые хотят улучшать свои города. Мы помогли им избраться. Для них мы проводим лекции, отвечаем на юридические и специализированные вопросы, делаем инструкции и методички, разрабатываем и освещаем проекты преобразований районов.

Для усиления и систематизации этой работы мы открываем штаб поддержки, который будет помогать депутатам с продвижением полезных инициатив и рассказывать о работе депутатов. Помимо разработки и продвижения проектов для отдельных районов, мы будем освещать их работы — поверьте, там есть что рассказать.

Сбор регулярных пожертвований в Новороссийск
Собрано 0 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему