Способы передвижения, наиболее опасные для окружающих

13 апреля 2020 г.

Дайджест статьи How does mode of travel affect risks posed to other road users? An analysis of English road fatality data, incorporating gender and road type, опубликованной 6 апреля 2020 года в Британском медицинском журнале. Оригинальная статья доступна по ссылке.


Группа учёных во главе с Рэйчел Олдред задалась вопросом: почему многие предыдущие исследования исследуют вероятность получения травм в авариях, но не их нанесения? Они решили закрыть этот пробел, и на основе данных по авариям в Великобритании выявили наиболее опасные для других виды транспорта в зависимости от типа дорог (основные/второстепенные, в городе/за городом) и пола водителя.


Данные для исследования взяты либо из агрегаторов открытых данных, либо из официальных правительственных служб. Авторы привели все виды транспорта в равные условия — например, аварии на магистралях не учитывались, поскольку по магистралям запрещено движение пешеходов, велосипедистов и маломощного транспорта.

Результаты исследования показательны. Две трети смертей вызваны столкновением с легковым автомобилем или такси. Однако в пересчёте на пробег лидерами по количеству причинённых смертей становятся автобусы и грузовики — на каждый пройденный миллиард километров они становятся причиной 19,18 и 17,07 смертей соответственно, с более чем двукратным отрывом от мотоциклов (7,63 смерти на миллиард километров). Такая разница объясняется значительно большим количеством (и, соответственно, совокупным пробегом) легковых автомобилей и такси. Наименьший риск для других участников дорожного движения при любом подсчёте, как абсолютном, так и относительном, представляют велосипедисты.

Важны не только смерти, но и травмы на дорогах. Они делятся на серьёзные и лёгкие. Автобусы в пересчёте на миллиард километров лидируют и по этим показателям. Впрочем, хейтеры общественного транспорта могут не радоваться: в пересчёте на человеко-километры (с учётом того, что средняя загрузка автобуса — 12,5 человек, а автомобиля — 1,6) показатели общественного транспорта и легковых автомобилей выравниваются.

Интересно, что грузовики становятся причиной тяжёлых травм реже, чем мотоциклы, а лёгких — ещё и чем легковые автомобили. Это во многом связано с их весом: при прочих равных, более тяжёлое транспортное средство причинит больше вреда. Небольшие грузовички служб доставки, однако, сравнимы по опасности для окружающих с грузовиками в пересчёте на среднюю массу перевозимого груза.

В исследовании также рассматриваются данные о том, кто при вождении представляет больше риска для других: мужчины или женщины. В среднем, водители-мужчины представляют в 2–4 раза большую опасность, чем женщины, с двумя исключениями: при вождении автобусов разница меньше, а при вождении грузовиков — существенно больше.

Что до типов дорог, то прослеживается тенденция: как на основных дорогах за городом, так и на крупных улицах в городах транспортные средства представляют больше опасности, чем на второстепенных. Один из важных факторов — скорость: на крупных улицах она выше, отсюда и больший риск для других участников движения.

Авторы исследования предлагают в дальнейшем исследовать и другие причины аварий, например, влияние окружающей обстановки. Однако и на основе этого исследования можно принимать меры, чтобы снизить количество смертей от самых опасных видов транспорта.

Сбор регулярных пожертвований в Новороссийск
Собрано 0 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему