Ситуация вокруг Триумфальной площади оказалась серьезнее, чем я предполагал. Сбылись мои опасения, на сайте Госзакупок был обнаружен конкурс на Триумфальную площадь. Почему это плохо? Потому что город фактически признает: "Нам все равно, что будет с Триумфальной, поставьте лавочки, цветнички. Главное, чтобы не дорого и быстро". Система городских тендеров хороша, когда надо купить, например, 20 елок определенного вида и высоты. Тогда можно найти самое выгодное предложение по поставке и цене. Или когда надо купить определенную технику. Когда речь заходит о проекте площади, то в конкурсе невозможно учитывать качество предложенных решений, ведь побеждает тот, кто предложит самую низкую цену. Невозможно определить победителя на творческую работу по предложенным ценам. Это как в художественный ВУЗ принимать по результатам ЕГЭ. У вас в компании может не быть ни одного архитектора, ни одного дизайнера, но вы можете заявить самую низкую цену и получить проект. А дальше мы получим то, что обычно получаем в городе - замостят все плиткой гранитной, поставят по периметру лавочки и пару клумб. Так сделали площадь напротив мэрии, кстати - все плиткой уложили и поставили клумбы. Быстро и все довольны.
Отдельные опасения у меня вызывает заказчик этого конкурса, Департамент капитального ремонта города Москвы. Для тех, кто не помнит, именно этот департамент ответственный за халтуру на пешеходных зонах. Ну и вообще, почему строители проводят конкурс на проектирование площади? Почему, например, не комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы?
Это особенно обидно, ведь у Москвы есть опыт проведения конкурсов и привлечение нормальных специалистов на общественные пространства. Далеко ходить не надо, можно посмотреть Парк Горького и как его делали. Год за годом, с привлечение ведущих мировых специалистов, с международными конкурсами. И продолжают делать, не спеша. В итоге у Москвы появился один из лучших парков в мире. А могли ведь просто лавочки расставить и цветнички разбить.
Триумфальная площадь могла бы стать новой городской достопримечательностью, тем более у нее для этого есть все данные:
- близко от метро и хорошая транспортная доступность
- с нее фактически начинается главная улица страны, Тверская
- на ней расположен концертный зал им. Чайковского, здесь постоянно собирается много людей
- на площади и в непосредственной близости от нее расположено много ресторанов и кафе
Я не могу допустить, чтобы такое место отдали проектировать людям, назвавшим самую низкую цену на городском тендере, это не тот случай, где можно позволить экономить городу с таким бюджетом.
Что нужно делать? Проводить нормальный архитектурной конкурс, как это делается во всем мире, как это делается обычно и в Москве, когда дело касается знаковых для города мест. Нельзя спешить с такими вещами, нужно провести исследования, изучить потребности жителей, на основании этого подготовить задание на архитектурный конкурс, провести его, представить жителям проекты, обсудить все и выбрать лучший. Это может занять год, а может и два. Только потом строить.
Я собрал немного примеров из мировой практики....
Начнем со знаменитой Трафальгарской площади в Лондоне. Ее реконструировали в конце 90-х прошлого века. С чего начали англичане? Перед началом проектирования были изучены траектории движения пешеходов, проведены консультации с более чем 180 общественными организациями и осуществлены опросы тысяч граждан. После всех исследований родилось две концепции, которые и представили на общественной выставке в Уайтхолле в ноябре 1997.
В результате перестройки Трафальгарской площади северная ее сторона была закрыта для транспорта, а Национальная Галерея получила дополнительные связи с центром площади и широкую пешеходную зону.
Было:
Стало:
То есть перед тем как что-то сделал, был огромный подготовительный этап с исследованиями и приглашениями специалистов, потом были общественные слушания, диалог с жителями и только потом реализация.
Кстати, в каждой детали проекта чувствуется уважительное отношение и любовь к жителям со стороны власти… Вот, например большой аудит исторической и архитектурной ценности площади, который был подготовлен мэрией для проекта. В конце пояснение, что если английский не ваш родной язык и никто не может вам перевести этот документ, мэрия вышлит вам перевод на почту. Также есть версия с крупным шрифтом, на языке Брайля, а также аудио-версия!
Вы помните, чтобы когда-то с вами вот так вот общались?
Или вот Паблик-сквер в Кливленде
Паблик-сквер представляет собой площадь, разделенную на 4 части, почти никак не связанных друг с другом, это транспортный узел, малопривлекательный для времяпрепровождения. Местные некоммерческие организации Parkworks и Downtown Cleveland Alliance решили инициировать реконструкцию этой площади.
Они исследовали мнение горожан по поводу реконструкции площади, используя, к примеру, метод условной оценки, позволяющий выявить то, сколько горожане готовы заплатить за реконструкцию этой площади. На основании этих исследований мастерская Field Operations представила горожанам три различных проекта реконструкции.
По этим проектам развернулась общественная дискуссия, но он был заморожен до 2011 года. Затем мэр города решил вернуться к обсуждению этого вопроса. Два года они были в поисках решения, которое устроило бы все заинтересованные стороны. В апреле 2013 года горожане, общественные и проектные организации достигли компромиссного решения по поводу реконструкции площади. В один из предложенных ранее проектов было внесено множество правок, учитывающих сегодняшние потребности горожан и инвесторов. В 2014 году будет представлен окончательный проект, а по плану в 2015 году завершится реконструкция этой площади. Хочется отметить, что у города нет средств на полную реконструкцию, поэтому часть средств будет собрана через пожертвования жителей и бизнеса.
Красивая история из Парижа. Одна из крупнейших городских площадей, Плас-де-ла-Републик до последнего времени была почти полностью отдана транспорту: машины огибали ее по периметру и разворачивались по кругу в центре. Почти как наша Триумфальная. Мэр Парижа Бертран Деланоэ включил ее превращение в общественное пространство в свою предвыборную программу 2008 года, и сейчас, накануне новых выборов, его обещание выполнено.
Пешеходам отдали больше места. Убрали некоторые дороги. На площади сделали две террасы с широкими ступенями, на которых можно сидеть. Кроме того, на Плас-де-ла-Републик сделали детскую площадку, стеклянный павильон кафе, мелкий зеркальный пруд (276 м2). Увеличилось число деревьев. Конечно, был архитектурный конкурс и общественные обсуждения.
Площадь Виктории в Аделаиде, Австралия
Проект площади Виктории был разработан на основе многочисленных консультаций с местными жителями и профессиональным сообществом. Были проведены исследования в области градостроительства, ландшафтной архитектуры и транспортных потоков. Основной идеей реконструкции было привлечение на площадь как можно большего количества людей. При разработки концепции был проведен ряд исследований, результаты которых получили реальное воплощение. По методике Яна Гейла провели анализ активностей людей на этой площади, и выяснили, что 75% посетителей - это транзитные посетители, 14% посетителей площади используют ее для пребывания в хорошую погоду и т.д. Эти цифры показывают низкую привлекательность площади для людей. На основе всех этих исследований был создан мастер-план площади. Около года потребовалось на проведение исследований и разработку мастер-плана. Реконструкция площади началась в марте 2013 года и планирует закончится к декабрю 2013 года. Посмотреть проект и исследования можно здесь.
Примеров таких много. Посмотрите самостоятельно про Брайант-парк или Таймс Сквер. Поищите другие проекты в разных странах. Почти всегда будет четкая последовательность действий, при реализации таких проектов: зарос на изменения, изучение вопроса, исследования места, изучение потребностей жителей, консультации с профессиональным сообществом, проектирование, реализация.
Как видно, ничего страшного в привлечении к работе над городским пространством профессионалов нет. Почти всегда в мировой практике такие знаковые проекты, как важная городская площадь не делаются без исследований, конкурсов, изучения общественного мнения. У нас же сейчас без суда и следствия лучшее место в городе отдадут в руки самой дешевой компании. Москва достойна лучшего.
Что будем делать?
Решение этого вопроса зависит от Собянина. Мы, конечно, напишем сейчас письма с просьбой отменить конкурс в соответствующие департаменты и организации. Но принципиальное решение должен принять Собянин. Вполне возможно, что в предвыборной суете он просто не в курсе, что такое важное место хотят наспех замостить плиткой и расставить там клумбы.
[Пока отправил обращение к Собянину:]
Давайте попробуем изменить подход властей к проектированию таких мест. Прямо сейчас у нас есть возможность изменить будущее отдельно взятой площади в Москве. Ленинский остановили и Триумфальную спасем. Написать обращение к Собянину можно здесь.